News

О проекте изменений и дополнений Конституции Республики Беларусь

1.

Белорусскому народу государственность досталась в результате распада Советского союза. Мы не проливали за нее кровь, не вели войн и сражений. И это соответствует главной черте нашего менталитета – миролюбие и добрососедство.

Оказавшись один на один перед лицом случившейся геополитической катастрофы — крушение советского государства —  белорусам пришлось буквально заново создавать государственные, правовые институты, выстраивать экономические связи, по-новому осмысливать свою роль и место в системе международных отношений.

Но благодаря избранному курсу первого Президента Республики Беларусь А.Г.Лукашенко белорусы достойно справились с вызовом, ведь, ратуя за интересы простого человека, президент строил наш общий дом, идя от жизни, а не оглядываясь в угоду интересам чужих стран и их политиков.

Важнейшая роль на этом этапе государственного строительства и  принадлежала Основному Закону страны. Он определил на то время оптимальные установки для жизни людей и развития общества, обеспечил преемственность исторического развития; сохранение советского экономического потенциала и создал возможности для развития экономики, в том числе благодаря сильной государственной власти.

 

2.

Но за прошедшие 25 лет жизнь внутри страны значительно изменилась:

— появились новые отрасли экономики – биоинженерия, атомная энергетика, идет переход от индустриального к постиндустриальному информационному обществу;

— меняется социальная структура общества — сокращается доля сельского населения, психология которого долгое время во многом определяла нашу политическую культуру. Расширяются новые слои общества, условия жизни которых предполагают большую самостоятельность, свободу выбора (ай-ти, бизнес). Со временем они станут претендовать на участие во власти;

— развивается и само государство — укрепляется белорусская независимость, начинает формироваться философия страны — миротворчество, государственность, социальная ответственность.

— выросли и вступили в активную жизнь целые поколения белорусов.

Это говорит о том, что изменилось качество белорусского общества. Этим и продиктованы изменения в Основной Закон страны. Ведь новое качество общества требует совершенствования и системы управления, в том числе политической. Только прочная конституционно-правовая основа позволяет обеспечить необратимость, стабильность и эффективность перемен. Периоды кардинальных перемен – это всегда время конституционных реформ.

Спецификой современного этапа государственного строительства является борьба за умы и сердца людей. Столпы белорусской модели общественного развития – сильное государство, социально ориентированная рыночная экономика и христианские ценности – подвергаются активным нападкам западных стран.

Особенностью нынешней геополитики является и то, что инструментом мировой политики становится история. Сначала посеянные в умах людей хаос и дезориентация выливаются в недоверие национальным правительствам. Потом недоверие правительствам – в демонтаж государств.

 

3.

В условиях внешних вызовов и угроз перемены, которые продиктованы новым качеством белорусского общества, должны обеспечиваться «страховочными механизмами», которыми и выступают конституционные нормы!

Видя данную необходимость глава государства еще в 2016 году поднял вопрос необходимости обновления нашей Конституции. Затем данная тема не единожды звучала со стороны Главы государства во время встреч с депутатами, предсавителями СМИ, на Посланиях белорусскому народу и Национальному собранию на протяжении 2018-2020 гг.

С представителями СМИ (10 апреля 2018 г., 1 марта 2019 г., 9 июля 2020), на встрече с руководителями конституционных судов зарубежных стран (31 мая 2019 г.), в интервью журналистам после голосования на выборах депутатов Палаты представителей (17 ноября 2019 г.), в обращении к депутатам Парламента (5 декабря 2019 г.), а также в Посланиях белорусскому народу и Национальному собранию (24 апреля 2018 г.,19 апреля 2019 г., 4 августа 2020 г.), на встрече с коллективом ОАО “Беларуськалий” 26 июня 2020 г.

 

 

4.

Предложения по изменению Конституции широко обсуждались в ходе диалоговых площадок, проведенных по всей стране накануне VI Всебелорусского народного собрания в октябре 2020 – феврале 2021 г.

Непосредственная реализация конституционного реформирования началась на основании принятой резолюции VI Всебелорусского народного собрания, когда Указом Президента от 15 марта 2021 г. № 105 была создана Конституционная комиссия. Именно ей было поручено разработать предложения по изменению Конституции Республики Беларусь и организовать их всенародное обсуждение.

 

5.

Всего из 147 статей действующей редакции Конституции изменению (дополнению) подверглись преамбула и 80 статей  (более 160 нормативных положений), исключены 2 статьи.

Текст Конституции дополнен 11 новыми статьями, в том числе 1 новой главой (о Всебелорусском Народном Собрании) (содержащими  более 50 новых нормативных положений).

С учетом предлагаемых поправок текст обновленной Конституции будет содержать 156 статей, на 9 больше, чем действующая.

 

6.

Основные изменения, предлагаемые проектом, следующие:

преамбула дополнена положениями о сохранении национальной самобытности и суверенитета, культурных и духовных традиций, социально справедливого общества.

положения, касающиеся основ конституционного строя, а также закрепления прав и свобод граждан, актуализированы (осовременены) с учетом произошедших экономических, политических и социальных изменений.

— включены положения, направленные на сохранение исторической правды и памяти о Великой Отечественной войне и массовом героизме народа, воспитание патриотизма (преамбула, статьи 15 и 54).

 

7.

— Конституция в качестве неизменного приоритета государственной политики закрепляет социальное государство – государство, которое гарантирует своим гражданам определенный минимум благосостояния в условиях жесткой рыночной экономики, разных пандемий и эпидемий;

— особое внимание в проекте уделено воспитанию традиционных семейных ценностей, поддержке семей с детьми, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также молодежи, заботе государства о пожилых людях и инвалидах (статьи 32, 321, 47);

— предусмотрено повышение социальной ответственности каждого гражданина за себя лично, свое здоровье и за свою семью, а также обязательный личный вклад в общее дело (статьи 21 и 45).

 

8.

— государство дополнительно на себя возлагает обязательства по созданию условий для защиты персональных данных и обеспечению безопасности личности и общества при их использовании (статьи 28 и 51).

— Республика Беларусь исключает военную агрессию со своей территории в отношении других государств. Это закрепляет наш статус государства, придерживающегося миролюбивой внешней политики (статья 18). Одновременно исключается положение о стремлении к нейтралитету.

 

9.

— закрепляется ответственность государства за развитие мирной атомной энергетики, а также обеспечение безопасности при производстве и использовании атомной энергии (статья 46).

— Всебелорусское народное собрание предлагается сделать высшим представительным органом народовластия. Оно будет выполнять стабилизирующую и консолидирующую функции в обществе, гарантировать преемственность и устойчивость системы органов государственной власти (глава 31), то есть, позволит создать механизмы защиты государственности.

 

10.

Проектом определены полномочия Всебелорусского народного собрания, к которым относятся следующие:

— принимать основные стратегические и программные документы страны;

— предлагать внесение изменений в Конституцию и принятие других законов; а также предлагать проведение республиканского референдума; толкование Конституции, проведение проверки конституционности законов и иных нормативных правовых актов;

— рассматривать вопрос о легитимности выборов;

— принимать решение об импичменте Президенту;

— вводить чрезвычайное или военное положение в случае бездействия Президента по этим вопросам;

 

 

11.

рассматривать вопрос о возможности направления военнослужащих и других лиц за пределы Республики Беларусь для участия в обеспечении коллективной безопасности и деятельности по поддержанию международного мира и безопасности.

— вопросы формирования Конституционного и Верховного Судов, Центральной избирательной комиссии

— закрепляется право Собрания на отмену противоречащих интересам национальной безопасности правовых актов государственных органов и должностных лиц.

Также определены организационная структура и сроки полномочий собрания.

 

12.

В отношении должности Президента Республики Беларусь предлагаются следующие новации:

— ужесточение требований к кандидатам – повышается их возраст (не моложе 40 лет), увеличивается период их постоянного проживания в стране перед выборами с 10 до 20 лет, устанавливается запрет на иностранное гражданство или иностранный вид на жительство (статья 80);

— ограничение сроков избрания (не более двух) (статья 81);

— упрощение процедуры импичмента  (статья 88).

 

13.

— упразднение декрета как вида нормативного правового акта;

— придание указам подзаконного характера (статья 85);

— наделение Президента правом назначать помощников и уполномоченных по различным вопросам, требующим особого внимания со стороны государства (пункт 16 статьи 84);

— закрепление статуса Президента, прекратившего исполнение своих полномочий (при его согласии он станет членом Совета Республики, а также делегатом ВНС) (статьи 89, 892, 91).

 

14.

Также изменения предложены для Парламента:

— пятилетний срок полномочий (статья 93) и одна продолжительная сессия работы Парламента (статья 95);

— новые контрольные полномочия для депутатов будут заслушивать Генпрокурора, председателей Комитета государственного контроля и Правления Национального банка, а также будут активнее вовлечены в разрешение всех важных государственных задач (статьи 97 и 98);

— назначение на должности всех ”ключевых“ руководителей,
в том числе Премьер-министра, Председателя Комитета государственного контроля, будет осуществляться Президентом по предварительному согласованию с Парламентом (статьи 97 и 98);

— в случае вакансии должности Президента данные полномочия предлагается возлагать на Председателя верхней палаты Парламента – Совета Республики (статья 881).

 

15.

— законопроекты, влекущие сокращение госсредств, увеличение расходов, предлагается вносить в Парламент только при наличии соответствующего заключения Совета Министров, в котором будет даваться оценка предлагаемым бюджетным затратам (статья 99);

— в рамках конкретизации полномочий правительства отмечено, что вносит Президенту предложения об отмене решений местных исполнительных и распорядительных органов в случае несоответствия их законодательству (статья 107).

 

16.

В отношении системы местного управления и самоуправления предлагается:

— для депутатов местных советов установить пятилетний срок полномочий (статья 118);

— из Конституции исключить положения, предусматривающие конкретное указание на виды административно-территориальных единиц;

— усилить статус Совета Республики как органа территориального представительства, содействующего и принимающего меры по развитию местного самоуправления (пункт 5 статьи 98).

 

17.

Предлагаются отельные новации и для избирательной системы:

— закрепить статус Центральной избирательной комиссии и изменить порядок ее формирования — избрание Председателя  и членов ЦИК будет осуществляться Всебелорусским народным собранием (статья 71);

— снять отдельные ограничения избирательных прав граждан — право участвовать в выборах будет предоставлено гражданам, в отношении которых избрана мера пресечения – содержание под стражей (статья 64);

— также проектом урегулированы особенности, связанные с проведением выборов в единый день голосования в случае роспуска палат Парламента и местных Советов депутатов (статьи 94 и 118).

 

 

18.

Вместе с тем, проектом сохраняется участие в избирательном процессе трудовых коллективов (статья 69).

Сохраняется институт отзыва депутатов и членов Совета Республики в целях обеспечения их ответственности перед избирателями (статья 72).

В проекте уточнены статус и роль общественных институтов (политических партий и общественных объединений) в политической системе в целом и в выборах в отдельности (статьи 5, 36, 69, 70).

 

19.

Изменения затрагивают и судебную систему. Это:

— изменение порядка формирования Конституционного и Верховного судов (избрание председателей и судей этих судов Всебелорусским народным собранием) (статьи 1121 и 116);

— закрепляется статус Верховного Суда (статья 1121).

Существенно повышаются статус и значение Конституционного Суда (статьи 116 и 1161), согласно которым он будет:

— давать толкование Конституции;

— выносить заключения о конституционности проектов законов  о внесении изменений и дополнений в Конституцию;

— проверять конституционность вопросов, выносимых на республиканский референдум;

— оценивать конституционность проведения выборов Президента  и Парламента;

 

— выносить заключение о наличии фактов систематического или грубого нарушения Президентом Конституции;

— рассматривать жалобы граждан на нарушения их конституционных прав и свобод;

— по запросам судов до принятия ими решений проверять конституционность нормативных правовых актов, подлежащих применению при рассмотрении судами конкретных дел.

 

21.

Таким образом, предложенный проект изменений и дополнений Конституции Республики Беларусь содержит ряд нововведений, благодаря которым, с одной стороны, создается правовая основа развития страны на десятилетия вперед, с другой – создаются механизмы, которые обеспечат это развитие и обезопасят белорусскую государственность.

Именно поэтому предлагается не просто ознакомиться, но и поддержать данные изменения!

en_USEN