Требования Закона Республики Беларусь от 18 июля 2011 г. № 300-З «Об обращениях граждан и юридических лиц» с учетом внесенных в него Законом Республики Беларусь от 28 июня 2022 г. № 176-З «Об изменении Закона Республики Беларусь «Об обращениях граждан и юридических лиц» предполагают, что со вступлением поправок в силу электронные обращения будут вноситься через государственную единую (интегрированную) республиканскую информационную систему учета и обработки обращений граждан.
В Республике создана единая (интегрированная) республиканская информационная система — единая точка подачи обращений. По сути, это отдельный портал. Зарегистрировавшись на нем, пользователь получит доступ к личному кабинету, посредством которого сможет подать электронное обращение в любой госорган.
Для регистрации в системе можно использовать три способа. Наиболее доступный — заполнить необходимые реквизиты в самой системе обращений. Чтобы исключить ввод вымышленных данных, предусмотрена привязка учетной записи к реальному номеру телефона.
Также можно использовать ID-карту или средства электронной цифровой подписи. Если у человека есть такая карта или ЭЦП, то он может работать с ними в системе обращений.
Третий способ — использовать те реквизиты, которые были выданы при регистрации в Национальной почтовой электронной системе. «Эта система «Белпочты», которая позволяет в электронном виде или посредством гибридного формата обмениваться юридически значимыми письмами. Реквизиты этой учетной записи можно получить в любом отделении почтовой связи при предъявлении паспорта»
Получить ответ на обращение также можно несколькими способами. Сформировав обращение и заполнив форму, в самом конце этого процесса необходимо выставить галочки, каким образом хотелось бы получить ответ. «Через систему человек получает ответ по умолчанию, но при этом он может выбрать и другие варианты — по электронной почте или в бумажном варианте. Если он настроит СМС-уведомление, на его номер телефона по готовности ответа на его обращение придет уведомление»