Конституция Республики Беларусь – политико-правовой фундамент единства народа и его социальной защищенности
Материалы подготовлены
Академией управления при Президенте Республики Беларусь
на основе материалов Министерства здравоохранения Республики Беларусь, Министерство труда и социальной защиты Республики Беларусь, Министерства образования Республики Беларусь, БелТА, «СБ. Беларусь сегодня», «Беларуская думка»
Сегодня Беларусь выходит на новый этап своего исторического развития. Модернизация белорусского общества, новые потребности людей, необходимость обновления политической системы – это объективные предпосылки того, почему назрела необходимость изменения Конституции Республики Беларусь.
Мы, суверенная белорусская нация, впервые стали свободными на нашей земле и получили уникальную возможность строить свое будущее. И теперь настало время сделать очередной шаг – стратегический для дальнейшего развития нашей страны.
Глава государства А.Г.Лукашенко на встрече с рабочей группой по доработке проекта новой Конституции, состоявшейся 21 октября 2021 г., подчеркнул, что «новый проект Конституции должен разрабатываться с учетом конструктивных мнений белорусских граждан». Но невозможно высказать конструктивное мнение без осведомленности о предмете обсуждения.
В ближайшее время подготовленный проект Основного закона будет вынесен на всенародное обсуждение. Каждый из нас сможет стать участником конституционного созидательного процесса, а это значит – творцом общего будущего, будущего белорусского народа.
История Конституции Республики Беларусь
В контексте кардинальных преобразований начала 1990-х гг. Конституция БССР 1978 г. превратилась в архаичный документ и требовала кардинальной переработки.
История подготовки и принятия Конституции Республики Беларусь 1994 г. заслуживает особого внимания. В рамках специально созданной Конституционной комиссии были образованы две рабочие группы, готовившие альтернативные проекты. После их подготовки на совместном заседании рабочих групп было решено предложить Верховному Совету единый текст документа.
Следует отметить, что, по существу, проект Основного закона был уже готов к середине 1991 г. Однако политическая борьба между силами, преследующими свои цели, привела к тому, что работа над новой Конституцией продвигалась сложно и медленно. Камнем преткновения стал ключевой вопрос: какой быть молодой независимой республике – президентской или парламентской?
В итоге был принят компромиссный вариант: введение института президентства с сохранением широких полномочий Верховного Совета.
Историческое решение – принятие новой Конституции – состоялось 15 марта 1994 г. С тех пор этот день является государственным праздником.
Справочно.
При конституционном кворуме голосования и принятия решения (231 депутат) за принятие Конституции проголосовали 236 депутатов, против – 6, воздержались – 8, не голосовало – 57.
Вступившая в силу Конституция Республики Беларусь фактически подвела итог процессам формирования независимого белорусского государства на новой социально-экономической основе, закрепила ориентиры общественного развития, определила его перспективы.
Конституция учреждала и закрепляла основополагающие начала организации и развития общества и государства, юридически оформила важнейшие государственные институты, закрепила разделение властей в государстве на законодательную, исполнительную и судебную.
Впервые в Беларуси был введен институт президентства. Тогда, на переломном этапе развития страны, белорусское общество как никогда нуждалось в сильном президенте – национальном лидере, способном консолидировать граждан и максимально эффективно обеспечить достижение стратегических целей в социально-экономической и политической сферах. И белорусы его обрели.
10 июля 1994 г. Президентом Республики Беларусь был избран народный депутат Беларуси А.Г.Лукашенко. Во втором туре его поддержали 80,3% граждан, принявших участие в голосовании.
Однако несмотря на то, что президент являлся главой белорусского государства и главой исполнительной власти, ведущая роль в стране по-прежнему принадлежала парламенту.
Конституция 1994 г. по своей сути была антикризисной, однако не могла в полной мере обеспечить поступательное и успешное развитие молодого белорусского государства. Это и обусловило внесение в нее изменений в два последующих года. При этом важно, что все изменения в Основной Закон вносились Главой белорусского государства не единолично, а неизменно советуясь по этому поводу с народом.
Конституционные референдумы в Беларуси
(14 мая 1995 г., 24 ноября 1996 г. и 17 октября 2004 г.)
В суверенной Беларуси механизм прямого совета власти с народом по важнейшим вопросам развития общества – конституционный референдум – был использован трижды: в 1995, 1996 и 2004 гг.
Первый за годы независимости референдум в истории нашей страны был проведен 14 мая 1995 г. Глава государства А.Г.Лукашенко представил на суд народа конкретные, жизненно важные для страны инициативы: о придании русскому языку, наряду с белорусским, статуса государственного; об изменении государственной символики; о поддержке действий Президента, направленных на экономическую интеграцию с Российской Федерацией; о необходимости внесения изменений в Конституцию, которые предусматривают возможность досрочного прекращения полномочий Верховного Совета Президентом в случаях систематического или грубого нарушения Конституции.
В ходе всенародного голосования 14 мая 1995 г. инициативы Главы государства получили широкую поддержку общества. Результаты плебисцита изменили ряд конституционных норм.
Справочно.
В голосовании на республиканском референдуме приняли участие 64,8% имевших на это право граждан. За придание русскому языку равного статуса с белорусским проголосовали 83,3% избирателей, за установление новых Государственного флага и Государственного герба – 75,1%. Действия Президента, направленные на экономическую интеграцию с Россией, поддержали 83,3% граждан, а внесение изменений в действующую Конституцию – 77,7%.
Последующие попытки президентской власти взять общественно-политическую ситуацию под контроль и вывести страну из кризиса натолкнулись на сопротивление парламентской фракции Белорусского народного фронта и примкнувших к ней депутатов. Достигнутый в 1994 г. элитами страны компромисс вылился в острый конституционный кризис.
Политическая и экономическая стабильность в стране оказалась под угрозой. Нормы белорусской Конституции 1994 г. не обеспечивали достаточный баланс интересов ветвей власти.
Для выхода из этой ситуации в августе 1996 г. А.Г.Лукашенко предложил провести референдум по внесению изменений и дополнений в Конституцию, превращающих республику из парламентско-президентской в президентскую. Верховный Совет идею референдума поддержал, но при этом депутаты решили вынести на народное обсуждение вопрос об упразднении поста Президента и превращении республики в парламентскую.
Таким образом, на второй республиканский референдум были вынесены два проекта обновленной Конституции. Вопросов, инициированных Президентом, было четыре: о внесении изменений и дополнений в Конституцию (предложенных Президентом); о переносе Дня Независимости на 3 июля; о введении свободной, без ограничений, купли-продажи земель сельскохозяйственного назначения; об отмене смертной казни.
В результате голосования 24 ноября 1996 г. проект Конституции, предложенный Президентом Республики Беларусь А.Г.Лукашенко, поддержали 70,45% от общего числа избирателей, проект Верховного Совета – лишь 7,9% от общего числа избирателей.
Справочно.
В голосовании на республиканском референдуме приняли участие 84,14% граждан, внесенных в списки для голосования. За одобрение вопроса о переносе Дня Независимости на 3 июля проголосовали 88,18% граждан, за принятие предложенной А.Г.Лукашенко новой редакции Конституции – 70,45%, против одобрения вопроса «Выступаете ли вы за свободную, без ограничений, покупку и продажу земли?» проголосовали 82,88%, против отмены смертной казни – 80,44%.
Новая Конституция вобрала в себя ключевые положения Всеобщей декларации прав человека, международные пакты ООН о гражданских, политических, экономических, социальных и культурных правах. Внесенные изменения позволили обеспечить эффективную деятельность всех ветвей власти в интересах белорусского народа.
Очередные изменения в Конституцию были приняты по итогам референдума 17 октября 2004 г., также проведенного по инициативе Президента. На народный суд был вынесен единственный пункт:
о возможности предоставления Главе государства права участвовать в качестве кандидата в Президенты Республики Беларусь в очередных выборах Президента и отмены ограничений на количество сроков переизбрания на данную должность для одного и того же лица. По итогам референдума белорусский народ вновь поддержал предложение лидера.
Справочно.
По данным Центризбиркома, в голосовании приняли участие 90,28% граждан, внесенных в списки для голосования. Решение по вынесенному на плебисцит вопросу поддержали 79,42% из них.
Как отмечал Президент Республики Беларусь А.Г.Лукашенко 18 октября 2004 г., «итоги референдума для меня были ошеломляющими. Хочу поблагодарить граждан Беларуси за колоссальную поддержку, которую они оказали мне. Я сделаю все, чтобы народ не пожалел о своем выборе. Я никогда не предавал своих граждан – белорусский народ, и как бы мне ни было трудно и сложно, никогда не предам. Их поддержка меня ко многому обязывает».
На пути к новой Конституции 2022 г.
Вопрос о необходимости внесения изменений в Конституцию Республики Беларусь поднимался белорусским лидером на протяжении последних пяти лет неоднократно. А.Г.Лукашенко отмечал, что белорусское общество обязательно столкнется с необходимостью принятия новой Конституции в связи с велениями времени и необходимостью на них реагировать.
Началом большой работы по анализу эффективности действующей Конституции можно считать заявление, которое сделал Глава государства 7 октября 2016 г., выступая перед новым составом Национального собрания Республики Беларусь. Тогда А.Г.Лукашенко отметил, что не исключает возможности корректировки Конституции Беларуси в соответствии с требованиями времени. Главой государства были даны соответствующие поручения судьям конституционного суда совместно с учеными, юристами и парламентариями проанализировать Основной Закон и внести предложения по его изменениям.
В 2018–2019 гг. Президент Республики Беларусь неоднократно возвращался к этой теме, в том числе во время встречи с руководителями и коллективами ведущих СМИ (10.04.2018), «Большого разговора» с журналистами и экспертами (01.03.2019), на встрече с руководителями конституционных судов зарубежных стран (31.05.2019), в интервью журналистам после голосования на выборах депутатов Палаты представителей (17.11.2019), в обращении к депутатам Парламента (05.12.2019), а также в Посланиях белорусскому народу и Национальному собранию (24.04.2018 и 19.04.2019).
Во время предвыборной кампании на встрече с коллективом ОАО «Беларуськалий» в июне 2020 г. Президент Республики Беларусь подчеркнул, что представленные ему варианты Конституции «недостаточно решительные». По словам Главы государства, необходимо перераспределение полномочий между Президентом, Правительством и Парламентом, серьезное усиление роли местной власти. Тема конституционного реформирования, перемен через обновление Основного Закона была вновь поднята Парезидентом в ходе встречи с коллективами ведущих СМИ (09.07.2020) и Послании белорусскому народу и Парламенту (04.08.2020).
Справочно.
С учетом быстрой эволюции общественных отношений тема изменения Конституции стала актуальной для многих государств. На постсоветском пространстве это было использовано в качестве эффективного инструмента в странах, которые, сохраняя сильную государственную власть, обеспечивают высокую динамику экономического развития. Так, например, в Азербайджане за последние 20 лет было проведено три конституционных референдума: в 2002,2009 и 2016 гг. При этом в 2009 г. было изменено 29 статей Основного Закона. В Казахстане изменения в Конституцию вносились в 2007, 2011, 2017 и 2019 гг.,
в Узбекистане – в 2009, 2016 и 2017 гг. При этом Президент страны Ш.Мирзиеев 07.12.2021 объявил о необходимости внесения изменений в Основной Закон страны.
Серьезные поправки в Конституцию Российской Федерации были внесены в июле 2020 г. В соответствии с ними претерпели изменения не только полномочия органов власти, но и ряд основополагающих постулатов, затрагивающих идеологические концепты российского государства.
В соответствии с Указом Главы государства от 15 марта 2021 г. № 105 была создана Конституционная комиссия и утвержден ее состав. Началась активная работа над подготовкой обновленного Основного закона нашей страны.
Конституционная комиссия провела определенную работу, предложила свои варианты, после чего рабочая группа специалистов, созданная распоряжением Президента, работала над шлифовкой проекта Конституции.
При этом предложения и замечания высказывались не только членами рабочей группы. Поступали дополнительные инициативы от Совета Республики и Палаты представителей Национального собрания, Конституционного Суда, Правительства, профсоюзов.
Важно отметить, что накануне VI Всебелорусского народного собрания (далее – ВНС) предложения по изменению Конституции Республики Беларусь широко обсуждались в ходе диалоговых площадок, проведенных по всей стране в октябре 2020 г. – феврале 2021 г. Они прошли на базе учебных заведений, общественных и молодежных организаций, в трудовых коллективах.
Следует особо подчеркнуть: обсуждение было организовано максимально открыто и демократично. В нем могли принять участие все желающие.
Среди предложений по теме конституционного реформирования – перераспределение властных полномочий с усилением функций Парламента, Правительства и местных органов власти, закрепление необходимости сохранения традиционных ценностей и идеологических основ белорусского государства, социальных гарантий населению и многие другие.
Рабочая группа по доработке проекта Конституции неоднократно встречалась с Главой государства. Именно Президентом было акцентировано внимание на необходимости перераспределения полномочий от Главы государства к другим органам власти, а также упрощения процедуры импичмента.
В итоге в ходе экспертных обсуждений и дискуссий изменения затронули практически все разделы действующей Конституции. По возникавшим спорным моментам после детального обсуждения и глубокой оценки выработаны единые подходы.
Все предложенные конституционные преобразования отвечают внутренним политическим, социальным и экономическим процессам, отражают потребности общества, соответствуют требованиям современных реалий.
Предлагаемые изменения в Конституцию
Конституция – это манифест белорусского народа, утверждение его права на самобытное определение. Поэтому преамбуле, в которой в концентрированной форме обозначены основополагающие идеи и вектор развития страны, уделяется серьезное внимание.
Может показаться, что в текст преамбулы внесены незначительные изменения. Но каждое слово, которое было добавлено, имеет важное значение для понимания ценностных ориентиров развития нашего государства.
Преамбула дополнена положениями о сохранении национальной самобытности и суверенитета, культурных и духовных традиций. Это отражает важную общемировую тенденцию. Современные государства осознали не только достоинства, но и недостатки глобализации и интеграции. Стало очевидно: сегодня как никогда обострена проблема национальной идентичности. Где нет национальной идентичности, нет солидарности и консолидации граждан. Где нет сильной нации, нет самостоятельного суверенного государства.
При работе над конституционными положениями, касающимися прав и свобод граждан, рабочая группа по доработке проекта Конституции исходила из необходимости расставить акценты, обозначить ключевые задачи государства, стимулировать участие граждан в решении общих вопросов. То есть показать формы и модели взаимодействия граждан, общества, государства.
Это касается и деятельности общественных институтов (политических партий и общественных организаций), и государственных гарантий особо уязвимым слоям населения, и работы по новым направлениям (защита персональных данных, внедрение инноваций и др.). Стоит отметить, что с учетом современных вызовов вопросу сохранения конфиденциальности персональных данных в Конституции уделено особое внимание.
Приоритетом социальной политики Беларуси продолжает оставаться защита интересов простых граждан и поддержка людей, находящихся в сложной жизненной ситуации. Особое внимание в проекте Конституции уделено воспитанию традиционных семейных ценностей, поддержке семей с детьми и молодежи, заботе государства о пожилых людях и инвалидах.
Вместе с тем предлагается ввести и социальную ответственность граждан перед обществом и государством, то есть произойдет не только расширение прав, но и закрепление обязанностей. Конституция – это не набор льгот, это ряд гарантий, которые предоставлены государством нашим гражданам.
Повышение личной ответственности – первый шаг в направлении формирования модели взаимодействия государства и гражданина по принципу «государство – партнер», закрепленному в резолюции VI ВНС и предполагающего укрепление диалога и взаимного доверия между государством и обществом, государством и человеком, государством и бизнесом с сохранением всех социальных гарантий со стороны государства и одновременными обязательствами граждан участвовать в развитии государства и общества.
Не менее важным конституционным посылом является сохранение исторической памяти о Великой Отечественной войне и массовом героизме народа. Это сделано для настоящего и будущих поколений, для объединения духовного настроя белорусского общества, его единения и мобилизации на преодоление трудностей. Как отмечал Глава государства: «Нет благороднее миссии, чем сохранение исторической памяти во имя светлого будущего».
Актуальным и для многих ожидаемым является введение нового института защиты гарантированных прав граждан – подачи напрямую в Конституционный Суд конституционной жалобы.
Помимо социального блока вопросов, предлагаемые изменения в Конституцию затрагивают вопросы государственного устройства нашей страны.
Так, рабочей группой сформулированы нормы, определяющие статус, порядок формирования и полномочия ВНС, который станет высшим представительным органом народовластия, будет выполнять стабилизирующую и консолидирующую функции в обществе.
Придание конституционного статуса ВНС является свидетельством оформления самобытной модели белорусского народовластия.
Справочно.
ВНС является воплощением глубокой исторической традиции, начиная от Полоцкого вече, Всебелорусского съезда 1917 г., Народного собрания Западной Беларуси 1939 г.
Непреходящая ценность Собрания как инструмента прямой демократии заключается в первую очередь в предоставлении гражданам возможности непосредственного обсуждения и принятия решений по наиболее актуальным вопросам жизни государства и общества.
Первое ВНС состоялось в 1996 г., именно его проведение позволило консолидировать общество, закрепить основные принципы суверенного белорусского государства, обеспечившие последующее успешное развитие страны. Затем форумы проходили в 2001, 2006, 2010 и 2016 гг. Все они также сыграли значимую роль в развитии независимой Беларуси. Шестое ВНС состоялось в очень непростой, во многом судьбоносный период развития белорусского общества. При этом форум стал, по сути, венцом широкого общенационального диалога, в ходе которого на сотнях площадок обсуждались наиболее актуальные для современности и перспектив нашей страны вопросы.
Предлагаемые изменения также направлены на обеспечение баланса полномочий органов государственной власти. Сохраняя Беларусь президентской республикой, политическая система в Конституции выстраивается таким образом, чтобы каждая ветвь власти была сбалансирована и имела рычаги воздействия на другую, если та становится на путь нарушения Конституции и законодательства.
В связи с тем, что высшим должностным лицом продолжает являться Президент, предполагается, что в Конституции будут несколько ужесточены требования к кандидатам на данную должность. Также планируется введение ограничений по срокам для Главы государства – не более двух. Изменения может претерпеть процедура импичмента: с учетом полномочий ВНС она будет скорректирована, в некоторой степени даже несколько упрощена.
Кроме того, в новом Основном законе будет отражено повышение роли Парламента и наделение его дополнительными контрольными функциями.
Стоит вопрос и об усилении позиций Правительства. Это нашло отражение, в частности, в том, что Премьер-министр будет самостоятельно вносить состав Правительства на утверждение Президента и, как следствие, нести ответственность за его работу.
Кроме того, законопроекты, влекущие сокращение государственных средств, а также увеличение расходов, будут вноситься в Парламент только при наличии соответствующего заключения Совета Министров, в котором будет даваться оценка предлагаемым бюджетным затратам.
Благодаря Конституции в правовом поле закрепляются столпы белорусской модели общественного развития:
– сильное государство;
– социально-ориентированная рыночная экономика;
– традиционные христианские ценности.
Каждый белорус может принять активное участие в обсуждении проекта Конституции, потому что очевидно: на этом этапе возможно поступление предложений, которые будут заслуживать внимания. Они будут учтены, чтобы по результатам всенародного обсуждения Беларусь получила Конституцию, в которой сохранится социально ориентированная направленность с опорой на сильное государство и сильные традиции, которые существуют у нас в стране.
Конституция Республики Беларусь как основа
социально-ориентированной направленности государства
Приоритетность идеи социального государства – основа политики А.Г.Лукашенко на посту Президента Республики Беларусь. Незыблемость социальных гарантий является важным фактором социального мира и созидательного развития общества.
Принцип социального государства сохранится в качестве одной из важнейших основ конституционного строя нашей страны. Как отмечал Глава государства, в новой версии Конституции предполагается сохранить преемственность социальной политики Беларуси и еще более повысить и без того высокий уровень социальной защищенности граждан.
Сохранение и укрепление здоровья граждан
Забота о здоровье и долголетии людей, повышение доступности медицинской помощи для населения, формирование в обществе здорового образа жизни продолжит быть главным приоритетом национальной политики в области охраны здоровья, направленной на улучшение качества жизни населения республики.
Конституцией Республики Беларусь и дальше будет закреплено право наших граждан на охрану здоровья, включая бесплатное лечение в государственных организациях здравоохранения. Государством четко определены основные принципы оказания медицинской помощи – бесплатно, доступно, качественно.
Справочно.
Показатель обеспеченности больничными койками составляет около 100,3 на 10 тыс. населения, что значительно выше, чем в Польше (65,2), Латвии (56,7), Литве (72,6).
Обеспеченность населения практикующими врачами составляет 41,5 на 10 000 населения; средним медицинским персоналом – 121,7 на 10 000 населения.
Ежегодно население Беларуси совершает около 100 млн. посещений к врачам всех специальностей, а служба скорой медицинской помощи осуществляет около 3 млн. выездов. Стационарное лечение в год получают свыше 2,3 млн. пациентов.
В республике проделана огромная работа по модернизации материально-технической базы: за последние пять лет построено или тотально реконструировано более 80 объектов здравоохранения.
Беларусь занимает одно из ведущих мест среди стран мира по доступу населения к медицинским услугам. В стране предоставлен стопроцентный доступ граждан к ним, в том числе обеспечен всеобщий доступ к услугам по охране репродуктивного здоровья.
Также наша страна занимает 25 позицию в рейтинге самых комфортных для материнства стран и входит в 50 лучших стран мира по ведению беременности и организации родов.
Ситуация по вакциноуправляемым инфекциям в Беларуси наиболее благоприятная среди стран СНГ. Достигается это благодаря реализации системы иммунопрофилактики согласно Национальному календарю прививок, централизованной закупке иммунобиологических лекарственных средств и системе мониторинга за их использованием.
Справочно.
Охват детей профилактическими прививками в отношении всех инфекций, входящих в программу иммунизации, составляет почти 99%, что превышает рекомендуемые критерии ВОЗ (95%). Охват иммунизацией против кори детей в возрасте до 1 года составил около 100% и по данному показателю в Европе Беларусь опережает такие страны, как Австрия, Сербия, Франция, Латвия, Италия, Швейцария, Исландия, Великобритания.
Достигнутые результаты в области здравоохранения свидетельствуют не только о соответствии белорусской медицины современным мировым требованиям по ключевым параметрам, но и о колоссальной заботе государства о жизни и здоровье своих граждан.
Государственная политика в социально-трудовой сфере
В новом проекте Конституции обеспечение достойного уровня и качества жизни граждан, условий их труда, предоставление каждому трудоспособному человеку возможности трудиться и создавать свое благосостояние сохранится в качестве одной из основных целей социальной политики белорусского государства.
Гражданам страны и дальше будет гарантировано право на труд как наиболее достойный способ самоутверждения человека, то есть право на выбор профессии, рода занятий и работы в соответствии с призванием, способностями, образованием, профессиональной подготовкой и с учетом общественных потребностей, а также на безопасные условия труда.
Как и прежде, гражданам Республики Беларусь гарантируется право на социальное обеспечение в старости, в случае болезни, инвалидности, утраты трудоспособности, потери кормильца и в других случаях, предусмотренных законом. Государство продолжит проявлять особую заботу о ветеранах войны и труда, а также о лицах, утративших здоровье при защите государственных и общественных интересов.
Справочно.
Ежегодно расходы на пенсии составляют около 9% ВВП. На их выплату в 2021 г. направлено 14,6 млрд. рублей.
За 2016–2020 гг. пенсии по возрасту увеличились почти в 1,7 раза, при этом в реальном выражении – в 1,2 раза. Рост пенсий в 2021 г. также превысит величину инфляции.
Поддержка семьи
В Республике Беларусь защита и укрепление института семьи сохранится приоритетной задачей семейной политики как составной части социальной политики. Брак, семья, материнство, отцовство и детство продолжат находиться под защитой государства.
Сегодня многое делается нашей страной в данном направлении. Так, республика обеспечивает выплату пособий при рождении детей (причем независимо от доходов и занятости родителей), предоставление бесплатных медицинских услуг (медицинское сопровождение беременности и родов, прием врачей, стационарное лечение и др.) и образования (родители оплачивают лишь питание детей в детских садах и школах), оказание адресной социальной помощи и социального обслуживания в случае малообеспеченности либо иной трудной жизненной ситуации, предоставление родителям гарантий в сфере труда, налогообложения, пенсионного обеспечения, развитие инфраструктуры быта и семейного отдыха и др.
Системой государственных пособий в связи с рождением и воспитанием детей охвачен почти каждый четвертый ребенок в стране (пособиями на детей в возрасте до 3 лет охвачено более 98% детей данного возраста).
Ежегодно расходы на систему пособий находятся в пределах 1,6–1,8% ВВП. На их выплату в 2021 г. направлено более 2,5 млрд. рублей.
Существенному росту числа многодетных семей в значительной степени способствовало введение с 2013 г. дополнительных мер поддержки при улучшении жилищных условий многодетных семей и программы семейного капитала, реализуемой с 2015 г.
Доступное и качественное образование
Граждане Беларуси сохранят право на получение в государственных учреждениях образования бесплатного дошкольного, общего среднего, профессионально-технического, специального образования, дополнительного образования детей и молодежи, дополнительного образования взрослых, а на конкурсной основе – бесплатного среднего специального, высшего и послевузовского образования.
Сегодня для успешной реализации этих прав в стране функционирует более 7,3 тыс. учреждений образования, в которых трудятся 448,4 тыс. работников системы образования.
Текущие социальные гарантии, предоставляемые белорусской системой образования, предусматривают большое количество льгот для отдельных категорий граждан на всех уровнях образования.
В стране сохранены меры социальной защиты обучающихся в части предоставления дифференцированных льгот для отдельных категорий граждан при оплате за питание (снижение на 30 или 50%, полное освобождение их от оплаты) и пользование учебниками и (или) учебными пособиями (снижение на 50% или освобождение от оплаты). Также учащиеся, которые получают общее среднее и специальное образование, имеют право на бесплатный проезд на общественном транспорте от места жительства (места пребывания) к месту учебы и обратно в период с 1 сентября по 30 июня.
Для учащихся, которые получают профессионально-техническое, среднее специальное или высшее образование в дневной форме получения образования, государством предусмотрены множество возможностей: получение кредита на льготных условиях для оплаты первого высшего образования; получения скидки размере от 40% до 60% со сформированной стоимости обучения и возможность перевода на обучение за счет средств бюджета за успехи в учебе; получение стипендии (в том числе социальной для тех, кто не получает учебную стипендию и относится к социально-защищенным категориям граждан); материальная помощь (для находящихся в тяжелом материалом положении); проживание в общежитии (в том числе бесплатно для социально-защищенных категорий граждан); возмещение расходов по найму жилья в случае необеспечения местом для проживания в общежитии и другие льготы.
Белорусская система образования эффективна не только в выполнении социально-ответственных функций, но и в целом конкурентно выглядит на международном уровне. Об этом свидетельствует Индекс образования в рейтинге Индекса человеческого развития, в котором наша страна занимает 32 место и имеет лучший результат среди всех стран СНГ. Кроме того, по показателю «Доступ к базовым знаниям» в Индексе социального прогресса за 2020 г. Беларусь находится на 17 месте среди 163 стран мира.
Уровень грамотности взрослого населения Беларуси – один из самых высоких в мире и достигает 99,9%. Охват базовым, общим средним и профессиональным образованием за 2019 г. составил 94%.
В последние годы на образовательную систему государством выделяется около 5% ВВП, что не уступает объемам финансирования сферы образования в европейских странах.
Молодежная политика
Всемерная поддержка молодежи Главой белорусского государства определила создание разветвленной нормативной правовой базы, закрепляющей гарантии и условия для становления, развития и всесторонней реализации молодых людей. Стоит отметить, что данная правовая основа является одной из наиболее полных среди аналогичного законодательства стран СНГ.
В рамках нее действуют: гарантии в получении образования, сфере семейных и трудовых отношений; поддержка талантливой и одаренной молодежи, молодежные организации, работают молодежные парламенты и самоуправление.
Существующая система стипендиального обеспечения позволяет выплачивать стипендии почти 90% студентов и учащихся дневной формы обучения.
Государством проводится целенаправленная работа по увеличению жилого фонда учреждений образования и максимальному обеспечению местами в общежитии нуждающихся учащихся и студентов на период обучения. В 2020/2021 учебном году местами в общежитии обеспечено более 96% от общего числа нуждающихся.
Справочно.
В 2020 году сдано очередное общежитие на 1800 мест в жилом комплексе «Студенческая деревня». Сейчас в нем проживает более 12 тыс. студентов из учреждений высшего образования г. Минска. Также новое общежитие было введено в эксплуатацию для проживания студентов в Гродненском государственном университете имени Я.Купалы. До 2025 г. в столице планируется строительство еще 5 общежитий на более 5 тыс. мест.
Эффективность государственной поддержки молодежи находит отражение в местах, занимаемых нашей страной в самых различных рейтингах. Так, по данным сравнительных международных исследований, опубликованных в 2020 году, Беларусь по индексу развития молодежи занимает 51-е место из 180 стран и входит в список государств с высоким уровнем развития молодежи, опережая США (65-е место), Казахстан (70-е) и Российскую Федерацию (82-е).
Справочно.
Индекс развития молодежи измеряется по пяти ключевым областям: образование, здравоохранение, занятость, безопасность, гражданское и политическое участие.
По индексу прогресса молодежи 2021 года Беларусь занимает 52-е место из 150 государств, опережая другие страны СНГ, в том числе Казахстан (54-е), Украину (60-е) и Российскую Федерацию (63-е).
***
Благодаря действующей Конституции, созданной при непосредственном участии и воле белорусского народа, мы создали эффективную модель социально ориентированного государства.
Теперь наша страна стоит на пороге нового этапа развития, который требует очередного изменения Основного закона Республики Беларусь.
Только прямое волеизъявление белорусов, а не диктат извне или экономические санкции может изменить политическую систему страны в том направлении, в котором сочтет нужным белорусский народ.
Как отмечал Глава государства А.Г.Лукашенко в сентябре 2021 г., принимая участие в расширенном заседании конституционной комиссии, «Конституция нужна, потому что нужно нормальное движение вперед. Будем подразумевать это как перемены. И это разумно, когда мы перемены осуществляем не с бухты-барахты, а основываясь на фундаментальном. И это все должно быть законно. Конституция как раз и заложит основы этих перемен».
Новая Конституция будет соответствовать требованиям сегодняшнего времени, обеспечивать дальнейшее развитие нашей страны, мир и согласие на белорусской земле и, соответственно, благополучие наших граждан.
Символично, что подготовка нового проекта Конституции совпала с объявленным в стране Годом единства белорусского народа. А это значит, что ее принятие станет своего рода национальным символом, который сплотит вокруг себя граждан нашей страны.