ИТОГИ ЗАВЕРШАЮЩЕЙСЯ ПЯТИЛЕТКИ КАК ОСНОВА СТРАТЕГИИ УСПЕШНОГО РАЗВИТИЯ НАШЕЙ СТРАНЫ
Подводить итоги пятилетки, с одной стороны, еще рано. С другой, – изменения геополитической обстановки побудили изменить многие тренды внутреннего развития. За последние несколько лет (всего лишь) произошли такие масштабные, «тектонические» сдвиги сил на мировой арене, что это запустило глобальное переформатирование международных отношений, в том числе в области мировой торговли, организации денежных потоков, всей сферы производства.
Наша страна, как государство с открытой экономикой, была вынуждена оперативно перестраиваться «на марше». К настоящему времени скорректировались акценты по многим направлениям. До конца пятилетки еще около года, но многие векторы стали менее актуальны, другие, напротив, становятся локомотивами развития. То есть производственный потенциал Беларуси переживает качественную перестройку, уже определяющую дальнейшее движение вперед с новых позиций в новой приближающейся пятилетке.
Среднестатистический белорусский гражданин не почувствовал эти перемены остро на самом себе по ряду причин (в отличие, например, от граждан Украины, Сирии и даже ЕС – энергопотребление в быту, потеря работы по причине переноса предприятий в другие регионы мира, нагнетание военной истерии и др.)
Во-первых, мы находимся внутри процесса и по-настоящему его не чувствуем, не осознаем, как было бы при наблюдении со стороны.
Во-вторых, Беларусь, благодаря усилиям руководства страны и, прежде всего, ее лидера постоянно корректирует свое позиционирование на мировой арене таким образом, чтобы находиться внутри «ока циклона» («глаза бури», «ока урагана»), и это нам удается.
В-третьих, несмотря на все перемены, катаклизмы и необходимость постоянной адаптации стратегии развития к требованиям дня, социальные обязательства исполняются без изменений, более того, с запланированным приростом. Такое положение вещей создает иллюзию спокойствия, беспроблемности и безмятежности по принципу «А что такого? Так и должно быть!»
Поэтому о некоторых острых моментах следует напомнить.
К сожалению, многие вызовы, потребовавшие внутренней реорганизации, носили внешний, искусственный и крайне недружелюбный характер, связанный с санкционным давлением. Так, прибалтийские соседи закрыли свои порты для экспорта белорусских удобрений, прежде всего калийных. Данная позиция всегда играла важную роль во внешней торговле Беларуси, являющейся одним из ведущих игроков мирового рынка в этой товарной группе. Враждебная мера, точнее – удар, был весьма чувствительным. До налаживания новой логистики потеряна значимая доля валютных поступлений. Ряд других предприятий были вынуждены частично или полностью уйти с традиционных рынков сбыта.
Однако для того, кто не собирается сдаваться, вызов – это всегда и возможность новых решений.
Белорусские предприятия, производившие электронные компоненты, весь период после распада СССР переживали не простые времена. На сегодняшний день меры, предпринимавшиеся по сохранению отрасли, как выясняется, полностью себя оправдали. Как минимум в рамках Cоюзного государства продукция ОАО «Интеграл» является сверх востребованной. Совместно с ОАО «Планар» эти предприятия сыграют для Беларуси роль локомотива для прорыва в шестой технологический уклад. Движение в этом направлении гарантированно обеспечит серьезной работой (а не игрушки сочинять по большей части для иностранных фирм) белорусский IT сектор.
Почти умершее станкостроение на глазах получает второе дыхание и большое будущее, являясь важнейшим компонентом в обеспечении промышленного суверенитета Союзного государства.
Машиностроение стремительно осваивает электрическую тягу.
Антироссийские санкции создают возможность для ОАО «БеЛАЗ» вытеснить технику основного конкурента – Caterpillar Inc из карьеров Российской Федерации.
Буквально «грязными» методами Беларусь выдавливается Польшей и странами Балтии с рынка континентальных транспортных услуг. Вместе с тем за нашей страной закрепился основной коридор железнодорожного транзита по «Новому шелковому пути» Китай – Западная Европа – Китай. Контейнерные перевозки по этому направлению растут на десятки процентов ежегодно.
Результативной стала работа по упразднению разрешительной системы в сфере международных автомобильных перевозок с рядом иностранных государств.
Справочно:
Подписаны соглашения с Россией, Турцией, Ираном, Кыргызстаном; ведется работа по заключению соглашений с Катаром, Ираком, Объединенными Арабскими Эмиратами, Оманом, Саудовской Аравией, Арменией, Таджикистаном и Узбекистаном).
В настоящее время выполнение международных автоперевозок грузов возможно по территории 14 иностранных государств.
Не удалось «закрыть небо» для белорусских авиаторов. На воздушном транспорте увеличена частота и расширена маршрутная сеть регулярных и чартерных рейсов.
Фармацевтическая промышленность вышла на 50% показатель обеспечения внутреннего рынка, а до 30% производимой продукции отправляет на экспорт.
Медицина, опираясь на приобретенное передовое оборудование и квалификацию врачей, поступательно нарастила экспорт услуг, превратившись в хорошем смысле слова в индустрию.
Начали давать отдачу многолетние вложения в развитие туристической инфраструктуры.
Справочно:
В 2024 году более 2 млн белорусских граждан в качестве организованных туристов и экскурсантов путешествовали в пределах Республики Беларусь. Для сравнения: в 2023 году – более
1,7 млн человек; в 2022 году – 1,53 млн; в 2021 году – 1,2 млн. С учетом индивидуальных туристов в 2023 году внутренний турпоток составил 19,8 млн поездок, что стало лучшим показателем за все годы.
В 2023 году увеличился поток иностранных туристов (5,7 млн въездных туристических поездок, что на 2,3 млн больше, чем в 2021 году).
В списке лучших стран для посещения, согласно известному туристическому путеводителю Lonely Planet, Беларусь заняла 8-е место.
При всем при том, каковы общие экономические показатели? Не заставил ли нас описанный переход к экономике XXI века потерять положительную динамику? Посмотрим.
Наблюдается поступательное повышение темпа роста ВВП с 102,4% в 2021 году до 104,0% в 2024 году. В 2025 году прогнозируется рост ВВП в 4,1 % при снижении инфляции до 5%.
А вот что говорят независимые источники, которые трудно обвинить в «подыгрывании» Беларуси. В октябре 2024 г. Международный валютный фонд и Всемирный банк значительно улучшили свои прогнозы роста ВВП Республики Беларусь
в 2024 году. Если в июньском прогнозе Всемирного банка этот прогнозный показатель составлял всего 1,2%, то в октябре он был повышен до 4%. Международный валютный фонд в октябре также обновил прогноз роста ВВП Беларуси по итогам 2024 года с 2,4% до 3,6%.
За четыре года ВДС (валовая добавленная стоимость) промышленной продукции выросла на 14,5%.
В сельском хозяйстве темпы роста ВДС за четыре года оцениваются на уровне 102,5%.
Справочно:
Производство основных продуктов на душу населения в Беларуси существенно превышает показатели, достигнутые нашими партнерами по ЕАЭС. Например, мяса производится в 1,8 раза больше чем в России и в 3,8 раза больше, чем в Армении, молока в 4 раза больше чем в России и в 4,3 раза больше чем в Армении, яиц в 4,2 раза больше чем в Кыргызстане и в 1,5 раза больше чем в Казахстане и Армении.
За четыре года с опережением почти на 10 % будет выполнен прогноз по темпам роста экспорта товаров и услуг.
Справочно:
Доля стран «дальней дуги» в нашем экспорте с 12% в 2020 году выросла до 20% в 2024 году.
Наша страна поддерживает торгово-экономические отношения более чем с 210 странами и территориями. В пятерку основных торговых партнеров Беларуси сегодня входят Россия, Китай, ОАЭ, Польша, Германия (несмотря на санкции). Значительны объемы торговли с Казахстаном, Турцией, Италией, Бразилией, Узбекистаном.
Цифры всегда хочется оставить экономистам. Но мы рассмотрели необходимый минимум для того, чтобы убедиться – зарплаты и социальные программы обеспечены реально произведенными товарами и услугами, их экспортными поставками.
Рост реальных располагаемых денежных доходов населения по итогам 2024 года ожидается на уровне 9,4% (при прогнозе 5,2%). Это лучший показатель за пятилетку.
Справочно:
За четыре года доходы выросли на 14,6% с превышением прогнозного значения в 13,8%.
За период 2021-2024 гг. номинальный размер минимальной заработной платы увеличился в 1,7 раза, реальный – практически
в 1,2 раза.
За указанный период реальный рост пенсий также составил 1,2.
Произведено выравнивание заработных плат отдельных категорий работников бюджетной сферы в сторону увеличения:
педагогических работников, работников сферы культуры –
в 1,9 раза;
врачей, работников сферы социального обслуживания, физической культуры и спорта – в 1,7 раза;
профессорско-преподавательского состава – в 1,6 раза;
среднего медицинского персонала – в 1,5 раза.
А вот и строгая, равнодушная к нашим надеждам и чаяниям, вечно «голодная» госпожа инфляция, готовая «съесть» все наши доходы и любые просто (без обеспечения) напечатанные государством деньги, пусть и с благими намерениями. Второй год подряд инфляция сохраняется ниже установленного параметра (5,2% в 2024 году при целевом значении не более 6%;5,8% в 2023 году при целевом значении 7–8%). Вот это дело!
Рост занятости также свидетельствует о здоровье экономики. Уровень безработицы в III квартале 2024 г. снизился до 2,9% (рассчитан в соответствии с методологией Международной организации труда). Это одно из самых низких значений с момента наблюдения (с 2012 года).
В Республике Беларусь поддержка семьи с детьми была и остается национальным приоритетом. Именно поэтому в стране действует разветвленная система государственных пособий.
Справочно:
Тем или иным видом пособия охвачено около 22% от общего количества несовершеннолетних детей в стране, а дети в возрасте до 3 лет – почти 100%.
Одна из самых значимых мер поддержки белорусских семей – программа семейного капитала, реализуемая с 2015 года при рождении третьего или последующего ребенка.
Благодаря ежегодной индексации, в 2024 году размер семейного капитала почти на 40% выше, чем в 2020 году. В 2021–2024 гг. открыто 49,6 тыс. вкладов «Семейный капитал».
Реализация данной программы способствует тому, что численность многодетных семей увеличивается. На 1 января 2025 г. в стране проживает почти 123 тыс. многодетных семей (на 9,2% больше, чем на 1 января 2021 г.).
В Беларуси обеспечен 100% охват мерами государственной социальной защиты граждан, обратившихся и имеющих право на ее получение.
Одна из приоритетных задач на протяжении всего периода суверенитета и завершающейся пятилетки в том числе – обеспечение граждан жильем. Реализуемая в Беларуси государственная жилищная политика позволяет нашим гражданам решить квартирный вопрос. За текущую пятилетку введено в эксплуатацию 17,2 млн кв. м жилья (при прогнозе 16,9 млн кв. м).
Наиболее приемлемый способ решения жилищного вопроса – строительство арендного жилья. И тут тоже наблюдается положительная динамика (957,1 млн кв. м построено за 4 года).
В стране растет обеспеченность населения жильем и на сегодняшний день на одного человека приходится 30 кв. м.
Не случайно, как об этом свидетельствуют результаты социологических исследований, проведенных Институтом социологии Национальной академии наук Беларуси в 2021–2024 гг., за текущую пятилетку в 2,5 раза увеличилась доля респондентов, позитивно оценивающих социально-экономическое положение в стране (53,8% в 2024 году против 21,9% в 2021 году). При этом абсолютное большинство граждан страны (86,6%) удовлетворены своей жизнью.
****
Начало 2025 года для белорусов – не просто очередной временной интервал. Этот год – старт нового пятилетнего этапа становления и развития белорусского государства и общества до 2030-го года.
Нет сомнений в том, что масштабные задачи, поставленные перед страной Президентом Республики Беларусь, будут достигнуты. «Мы все сделаем в предстоящей пятилетке, чтобы наша страна навсегда забыла проблему сохранения своей государственности. Наша страна всегда будет государством, вопреки любым течениям и тенденциям на международной арене», – отметил А.Г.Лукашенко на церемонии вручения премии «За духовное возрождение» и специальных премий
8 января 2024 г.
Потребности и чаяния белорусского народа, труд каждого гражданина нашей страны на своем рабочем месте, адекватное реагирование на изменение международной среды, ответы на давление недружественных внешних сил создали новую матрицу для развития Беларуси в XXI веке. Предстоящая пятилетка будет началом пути на новом базисе, пути, устремленном в будущее.