О проекте изменений и дополнений Конституции Республики Беларусь
1.
Белорусскому народу государственность досталась в результате распада Советского союза. Мы не проливали за нее кровь, не вели войн и сражений. И это соответствует главной черте нашего менталитета – миролюбие и добрососедство.
Оказавшись один на один перед лицом случившейся геополитической катастрофы — крушение советского государства — белорусам пришлось буквально заново создавать государственные, правовые институты, выстраивать экономические связи, по-новому осмысливать свою роль и место в системе международных отношений.
Но благодаря избранному курсу первого Президента Республики Беларусь А.Г.Лукашенко белорусы достойно справились с вызовом, ведь, ратуя за интересы простого человека, президент строил наш общий дом, идя от жизни, а не оглядываясь в угоду интересам чужих стран и их политиков.
Важнейшая роль на этом этапе государственного строительства и принадлежала Основному Закону страны. Он определил на то время оптимальные установки для жизни людей и развития общества, обеспечил преемственность исторического развития; сохранение советского экономического потенциала и создал возможности для развития экономики, в том числе благодаря сильной государственной власти.
2.
Но за прошедшие 25 лет жизнь внутри страны значительно изменилась:
— появились новые отрасли экономики – биоинженерия, атомная энергетика, идет переход от индустриального к постиндустриальному информационному обществу;
— меняется социальная структура общества — сокращается доля сельского населения, психология которого долгое время во многом определяла нашу политическую культуру. Расширяются новые слои общества, условия жизни которых предполагают большую самостоятельность, свободу выбора (ай-ти, бизнес). Со временем они станут претендовать на участие во власти;
— развивается и само государство — укрепляется белорусская независимость, начинает формироваться философия страны — миротворчество, государственность, социальная ответственность.
— выросли и вступили в активную жизнь целые поколения белорусов.
Это говорит о том, что изменилось качество белорусского общества. Этим и продиктованы изменения в Основной Закон страны. Ведь новое качество общества требует совершенствования и системы управления, в том числе политической. Только прочная конституционно-правовая основа позволяет обеспечить необратимость, стабильность и эффективность перемен. Периоды кардинальных перемен – это всегда время конституционных реформ.
Спецификой современного этапа государственного строительства является борьба за умы и сердца людей. Столпы белорусской модели общественного развития – сильное государство, социально ориентированная рыночная экономика и христианские ценности – подвергаются активным нападкам западных стран.
Особенностью нынешней геополитики является и то, что инструментом мировой политики становится история. Сначала посеянные в умах людей хаос и дезориентация выливаются в недоверие национальным правительствам. Потом недоверие правительствам – в демонтаж государств.
3.
В условиях внешних вызовов и угроз перемены, которые продиктованы новым качеством белорусского общества, должны обеспечиваться «страховочными механизмами», которыми и выступают конституционные нормы!
Видя данную необходимость глава государства еще в 2016 году поднял вопрос необходимости обновления нашей Конституции. Затем данная тема не единожды звучала со стороны Главы государства во время встреч с депутатами, предсавителями СМИ, на Посланиях белорусскому народу и Национальному собранию на протяжении 2018-2020 гг.
С представителями СМИ (10 апреля 2018 г., 1 марта 2019 г., 9 июля 2020), на встрече с руководителями конституционных судов зарубежных стран (31 мая 2019 г.), в интервью журналистам после голосования на выборах депутатов Палаты представителей (17 ноября 2019 г.), в обращении к депутатам Парламента (5 декабря 2019 г.), а также в Посланиях белорусскому народу и Национальному собранию (24 апреля 2018 г.,19 апреля 2019 г., 4 августа 2020 г.), на встрече с коллективом ОАО “Беларуськалий” 26 июня 2020 г.
4.
Предложения по изменению Конституции широко обсуждались в ходе диалоговых площадок, проведенных по всей стране накануне VI Всебелорусского народного собрания в октябре 2020 – феврале 2021 г.
Непосредственная реализация конституционного реформирования началась на основании принятой резолюции VI Всебелорусского народного собрания, когда Указом Президента от 15 марта 2021 г. № 105 была создана Конституционная комиссия. Именно ей было поручено разработать предложения по изменению Конституции Республики Беларусь и организовать их всенародное обсуждение.
5.
Всего из 147 статей действующей редакции Конституции изменению (дополнению) подверглись преамбула и 80 статей (более 160 нормативных положений), исключены 2 статьи.
Текст Конституции дополнен 11 новыми статьями, в том числе 1 новой главой (о Всебелорусском Народном Собрании) (содержащими более 50 новых нормативных положений).
С учетом предлагаемых поправок текст обновленной Конституции будет содержать 156 статей, на 9 больше, чем действующая.
6.
Основные изменения, предлагаемые проектом, следующие:
— преамбула дополнена положениями о сохранении национальной самобытности и суверенитета, культурных и духовных традиций, социально справедливого общества.
— положения, касающиеся основ конституционного строя, а также закрепления прав и свобод граждан, актуализированы (осовременены) с учетом произошедших экономических, политических и социальных изменений.
— включены положения, направленные на сохранение исторической правды и памяти о Великой Отечественной войне и массовом героизме народа, воспитание патриотизма (преамбула, статьи 15 и 54).
7.
— Конституция в качестве неизменного приоритета государственной политики закрепляет социальное государство – государство, которое гарантирует своим гражданам определенный минимум благосостояния в условиях жесткой рыночной экономики, разных пандемий и эпидемий;
— особое внимание в проекте уделено воспитанию традиционных семейных ценностей, поддержке семей с детьми, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также молодежи, заботе государства о пожилых людях и инвалидах (статьи 32, 321, 47);
— предусмотрено повышение социальной ответственности каждого гражданина за себя лично, свое здоровье и за свою семью, а также обязательный личный вклад в общее дело (статьи 21 и 45).
8.
— государство дополнительно на себя возлагает обязательства по созданию условий для защиты персональных данных и обеспечению безопасности личности и общества при их использовании (статьи 28 и 51).
— Республика Беларусь исключает военную агрессию со своей территории в отношении других государств. Это закрепляет наш статус государства, придерживающегося миролюбивой внешней политики (статья 18). Одновременно исключается положение о стремлении к нейтралитету.
9.
— закрепляется ответственность государства за развитие мирной атомной энергетики, а также обеспечение безопасности при производстве и использовании атомной энергии (статья 46).
— Всебелорусское народное собрание предлагается сделать высшим представительным органом народовластия. Оно будет выполнять стабилизирующую и консолидирующую функции в обществе, гарантировать преемственность и устойчивость системы органов государственной власти (глава 31), то есть, позволит создать механизмы защиты государственности.
10.
Проектом определены полномочия Всебелорусского народного собрания, к которым относятся следующие:
— принимать основные стратегические и программные документы страны;
— предлагать внесение изменений в Конституцию и принятие других законов; а также предлагать проведение республиканского референдума; толкование Конституции, проведение проверки конституционности законов и иных нормативных правовых актов;
— рассматривать вопрос о легитимности выборов;
— принимать решение об импичменте Президенту;
— вводить чрезвычайное или военное положение в случае бездействия Президента по этим вопросам;
11.
— рассматривать вопрос о возможности направления военнослужащих и других лиц за пределы Республики Беларусь для участия в обеспечении коллективной безопасности и деятельности по поддержанию международного мира и безопасности.
— вопросы формирования Конституционного и Верховного Судов, Центральной избирательной комиссии
— закрепляется право Собрания на отмену противоречащих интересам национальной безопасности правовых актов государственных органов и должностных лиц.
Также определены организационная структура и сроки полномочий собрания.
12.
В отношении должности Президента Республики Беларусь предлагаются следующие новации:
— ужесточение требований к кандидатам – повышается их возраст (не моложе 40 лет), увеличивается период их постоянного проживания в стране перед выборами с 10 до 20 лет, устанавливается запрет на иностранное гражданство или иностранный вид на жительство (статья 80);
— ограничение сроков избрания (не более двух) (статья 81);
— упрощение процедуры импичмента (статья 88).
13.
— упразднение декрета как вида нормативного правового акта;
— придание указам подзаконного характера (статья 85);
— наделение Президента правом назначать помощников и уполномоченных по различным вопросам, требующим особого внимания со стороны государства (пункт 16 статьи 84);
— закрепление статуса Президента, прекратившего исполнение своих полномочий (при его согласии он станет членом Совета Республики, а также делегатом ВНС) (статьи 89, 892, 91).
14.
Также изменения предложены для Парламента:
— пятилетний срок полномочий (статья 93) и одна продолжительная сессия работы Парламента (статья 95);
— новые контрольные полномочия для депутатов — будут заслушивать Генпрокурора, председателей Комитета государственного контроля и Правления Национального банка, а также будут активнее вовлечены в разрешение всех важных государственных задач (статьи 97 и 98);
— назначение на должности всех ”ключевых“ руководителей,
в том числе Премьер-министра, Председателя Комитета государственного контроля, будет осуществляться Президентом по предварительному согласованию с Парламентом (статьи 97 и 98);
— в случае вакансии должности Президента данные полномочия предлагается возлагать на Председателя верхней палаты Парламента – Совета Республики (статья 881).
15.
— законопроекты, влекущие сокращение госсредств, увеличение расходов, предлагается вносить в Парламент только при наличии соответствующего заключения Совета Министров, в котором будет даваться оценка предлагаемым бюджетным затратам (статья 99);
— в рамках конкретизации полномочий правительства отмечено, что вносит Президенту предложения об отмене решений местных исполнительных и распорядительных органов в случае несоответствия их законодательству (статья 107).
16.
В отношении системы местного управления и самоуправления предлагается:
— для депутатов местных советов установить пятилетний срок полномочий (статья 118);
— из Конституции исключить положения, предусматривающие конкретное указание на виды административно-территориальных единиц;
— усилить статус Совета Республики как органа территориального представительства, содействующего и принимающего меры по развитию местного самоуправления (пункт 5 статьи 98).
17.
Предлагаются отельные новации и для избирательной системы:
— закрепить статус Центральной избирательной комиссии и изменить порядок ее формирования — избрание Председателя и членов ЦИК будет осуществляться Всебелорусским народным собранием (статья 71);
— снять отдельные ограничения избирательных прав граждан — право участвовать в выборах будет предоставлено гражданам, в отношении которых избрана мера пресечения – содержание под стражей (статья 64);
— также проектом урегулированы особенности, связанные с проведением выборов в единый день голосования в случае роспуска палат Парламента и местных Советов депутатов (статьи 94 и 118).
18.
Вместе с тем, проектом сохраняется участие в избирательном процессе трудовых коллективов (статья 69).
Сохраняется институт отзыва депутатов и членов Совета Республики в целях обеспечения их ответственности перед избирателями (статья 72).
В проекте уточнены статус и роль общественных институтов (политических партий и общественных объединений) в политической системе в целом и в выборах в отдельности (статьи 5, 36, 69, 70).
19.
Изменения затрагивают и судебную систему. Это:
— изменение порядка формирования Конституционного и Верховного судов (избрание председателей и судей этих судов Всебелорусским народным собранием) (статьи 1121 и 116);
— закрепляется статус Верховного Суда (статья 1121).
Существенно повышаются статус и значение Конституционного Суда (статьи 116 и 1161), согласно которым он будет:
— давать толкование Конституции;
— выносить заключения о конституционности проектов законов о внесении изменений и дополнений в Конституцию;
— проверять конституционность вопросов, выносимых на республиканский референдум;
— оценивать конституционность проведения выборов Президента и Парламента;
— выносить заключение о наличии фактов систематического или грубого нарушения Президентом Конституции;
— рассматривать жалобы граждан на нарушения их конституционных прав и свобод;
— по запросам судов до принятия ими решений проверять конституционность нормативных правовых актов, подлежащих применению при рассмотрении судами конкретных дел.
21.
Таким образом, предложенный проект изменений и дополнений Конституции Республики Беларусь содержит ряд нововведений, благодаря которым, с одной стороны, создается правовая основа развития страны на десятилетия вперед, с другой – создаются механизмы, которые обеспечат это развитие и обезопасят белорусскую государственность.
Именно поэтому предлагается не просто ознакомиться, но и поддержать данные изменения!